Ретроспектива: железная дорога «Обская – Бованенково»

12 января 2010 года было открыто железнодорожное сообщение от станции Обская, расположенной рядом с городом Лабытнанги в 25 км от столицы ЯНАО Салехарда, до Бованенковского месторождения. Этот маршрут целиком пролегает за полярным кругом и является самым северным не только в России, но и во всём мире. Не будет преувеличением сказать, что это главная транспортная артерия Ямала.

Некоторые сотрудники «Газстройпрома» и производственных компаний принимали непосредственное участие в строительстве этой уникальной железной дороги. А многие из тех, кто работает на Бованенково и Харасавэе, так или иначе имели с ней дело: именно таким способом на объекты попадают стройматериалы, оборудование, техника, ГСМ и многое другое. Кроме того, по этой линии курсирует пассажирский поезд, доставляющий вахтовиков. До этого грузы на Ямал приходилось завозить по Северному морскому пути, в том числе в период сложнейшей зимней навигации.

История этого уникального инфраструктурного проекта началась ещё в советское время. Работы, стартовавшие в 1986 году, были поручены предприятию «Ямалтрансстрой», которое было создано годом ранее для прокладки железных дорог на Крайнем Севере. Вскоре стройка получила статус Всесоюзной ударной комсомольской, на неё направлялись бригады и спецпоезда, сооружавшие БАМ – Байкало-Амурскую магистраль. Однако с распадом СССР эту деятельность пришлось свернуть. К тому моменту удалось проложить менее половины трассы.

В середине 2000-х, параллельно с началом освоения Бованенковского НГКМ, «Газпром» возобновил строительство. К январю 2010 года основной участок от Обской до Бованенково (525 км) был готов. Через год его продлили на 47 км до станции Карская. Особой гордостью строителей является мост через реку Юрибей. Обычная ширина этой арктической реки – всего пара сотен метров, но в короткий период половодья русло может достигать почти четырёх километров. Такой длины и пришлось делать мост – он является самым протяжённым в Заполярье.

Компания «Ямалтрансстрой», работавшая над этим проектом и в советское, и в постсоветское время, сейчас является подрядчиком на некоторых стройках, за которые отвечает «Газстройпром». В частности, она построила терминал отгрузки конденсата с прилегающей железнодорожной инфраструктурой в посёлке Окунайский Иркутской области. Этот терминал соединяется конденсатопроводом с Ковыктинским месторождением, а ведущие к нему пути стыкуются с упоминавшейся выше Байкало-Амурской магистралью.

Подобно тому, как железная дорога «Обская – Бованенково» играет важную роль в освоении Ямала, терминал в Окунайском – неотъемлемая часть производственного комплекса Ковыкты. Такие крупные железнодорожные проекты не только вносят вклад в развитие газовой отрасли, но и помогают совершенствовать транспортную инфраструктуру нашей страны.