Ретроспектива: «Бованенково – Ухта»

3 декабря 2008 года был торжественно сварен первый стык магистрального газопровода «Бованенково – Ухта». Это событие стало важнейшим этапом реализации мегапроекта «Ямал»: газотранспортная система нового поколения должна была обеспечить поставки газа с крупнейшего на полуострове месторождения – Бованенковского НГКМ. Уже в 2012 году первоочередной газовый промысел (ГП-2) был введён в эксплуатацию и по только что построенному газопроводу голубое топливо начало поступать в Единую систему газоснабжения России. В 2017 году завершилось строительство второй нитки – «Бованенково – Ухта – 2».

«Газпром» выбрал мегапроект «Ямал» плацдармом для применения инновационных, высокоэффективных и безопасных технологий и технических решений. Многие из них разрабатывались специально для ямальских объектов ведущими российскими научными институтами и предприятиями. Так, при строительстве газопровода использовались отечественные трубы диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием. А для транспортировки газа впервые для сухопутных газопроводов было обеспечено давление 11,8 МПа (120 атм.).

Именно здесь, на строительстве магистрального газопровода «Бованенково – Ухта», в марте 2013 года наши коллеги с помощью автоматизированного комплекса CRC-Evans установили профессиональный рекорд – 75 сваренных стыков за десять часов. И это в условиях сильнейшей метели и тридцатиградусного мороза! Достижение было зафиксировано официальными представителями Книги рекордов Гиннесса в России.

Сегодня в «Газстройпроме» и подрядных организациях работает немало тех, кто принимал участие в этой исторической стройке. А в нашем архиве хранятся фото и видеоматериалы со многих этапов проекта. Вот так, например, его северная часть выглядела в 2017 году. С высоты птичьего полёта – или, точнее, полёта квадрокоптера.

Две нитки системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» с расположенными на них девятью компрессорными станциями являются важнейшим звеном главного российского газотранспортного коридора, по которому осуществляется доставка газа с ямальских месторождений в северо-западную часть страны и далее в Европу. В настоящее время «Газстройпром» ведёт расширение компрессорных мощностей КС-4 «Воркутинская» и КС-9 «Малоперанская», и это далеко не финал. Мегапроект «Ямал» рассчитан на века, и у СМГ «Бованенково – Ухта» большие перспективы.