«Ни с чем не сравнимая суперстройка»

Вахтовый автобус на орбите Земли. Современные строители, отправившиеся на машине времени в Древний Египет. Прокладка трубы-артерии от гигантского сердца. Такой видит стройку Антон Щеглов. Сейчас он – главный специалист проектного офиса «Чаянда» иркутского филиала «Газстройпрома», а до этого более десяти лет трудился на обустройстве Бованенковского месторождения. По своим должностным обязанностям Антон курирует вопросы охраны окружающей среды и смежные направления, а на досуге рисует картины – на строительную тематику и не только.

– Я окончил художественную школу с отличием. Рисование стало моим хобби. Этим я на жизнь не зарабатываю, поэтому могу творить, как мне хочется. А здесь, на вахте, всё началось, когда один руководитель попросил нарисовать пару картин, чтобы украсить штаб. Я сделал, ему очень понравилось. Досуг вахтовиков ограничен, но для творчества это положительный момент – ничего не отвлекает. Одиночество такое, независимость от быта. Готовить не надо, стирать не надо. Пришёл с работы, поел, поработал часик перед сном.

Поскольку Антон Щеглов по образованию эколог, многие его работы посвящены взаимодействию человека и природы, проникновению технологий в отдалённые уголки, необходимости беречь ресурсы нашей планеты. В жанровом отношении картины близки к сюрреализму, в них используются фантасмагоричные образы.

– У меня есть целая серия таких картин. Например, экскаватор на гусеницах – только не на металлических, а на живых, тех самых, из которых бабочки выходят. Тут ещё и обыгрывается название популярной марки строительной техники – Caterpillar, по-английски означает «гусеница». Или вахтовка, запряжённая оленями с погонщиками-ненцами – мы ведь взаимодействуем с коренными народами и учимся у них жить в гармонии с природой.

В основе каждой картины лежит оригинальная идея. Например, триптих, посвящённый Бованенковскому месторождению, прослеживает фантазийную историю – от первых ямальских мамонтов до покорения космических просторов.

– Эти три работы задумывались как единое целое, как ряд событий. Когда-то здесь паслись стада мамонтов, селились огромные птичьи стаи. Спустя много веков пришли мы и стали строить что-то сверхъестественное, до самого неба. Ну и третья часть – после того, как мы освоим заполярные месторождения, ближний космос уже не будет представлять сложности. А что, запустим туда «Урал»! Ещё чуть-чуть – и колонию на Марсе организуем, там будем газ добывать.

В самом строительстве Антона Щеглова впечатляют масштабы и грандиозность замысла. Он сравнивает газовые объекты с египетскими пирамидами и Вавилонской башней.

– На Ямале и в Сибири творят историю и совершают чудо простые люди. В таких сложных климатических, географических, бытовых условиях идёт ни с чем не сравнимая суперстройка! Это надо увидеть своими глазами. Люди, материалы, механизмы, энергия – как всё тут варится! И я своими картинами хочу донести эти мысли до общества, вернуть уважение к человеческому труду – главной ценности государства.

На Чаяндинском месторождении художник находит больше источников вдохновения: вековая тайга разнообразнее и приятнее глазу, чем пустынная заполярная тундра без конца и края. Но времени на отдых – а, значит, и на творчество – поубавилось, работа стала интенсивнее. Однако Антон не унывает, рассчитывая уделять больше внимания картинам на межвахте. А новые стройки подскажут новые форматы, сюжеты и мотивы!