Артерия жизни

Сегодня в России отмечают один из важнейших праздников, связанных с Великой Отечественной войной, – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 18 января 1943 года советским войскам удалось прорвать окружение, а через год, 27 января 1944-го, враг был окончательно отброшен от города.

Блокада Ленинграда стала для нашего народа не только символом страшной трагедии, но и примером несгибаемого мужества и стойкости, которые проявились как в обороне города, так и в способности горожан выживать в таких нечеловеческих условиях. В этом смысле обычно вспоминают об острейшем дефиците продовольствия, что и вызвало массовую гибель от голода. Однако свою печальную лепту в эти сотни тысяч смертей внесла и тотальная нехватка топлива, без которого предприятия, учреждения и транспорт не могли нормально функционировать, а люди замерзали в своих домах.

О «Дороге жизни» знают практически все – эта транспортная магистраль через Ладожское озеро позволила наладить поставки в осаждённый город, а в обратном направлении эвакуировать 1,4 млн человек. Но горюче-смазочных материалов по этому маршруту перевозилось довольно мало – менее 10% от общего объёма грузов. И это понятно: стандартные грузовички-«полуторки» ГАЗ-АА (прозванные так за свою грузоподъёмность – 1,5 тонны, как у современной малотоннажной «Газели») или небольшие озёрные суда не могли взять много на борт. Приходилось выдумывать нестандартные варианты: к примеру, буксир мог тащить вплавь несколько сцепленных цистерн.

Поэтому таким важным – и гораздо менее известным по сравнению с «Дорогой жизни» – способом снабжения оказался Ладожский трубопровод. Его идея была предложена военным инженером-гидротехником Ниной Соколовой – первой в СССР женщиной-водолазом, которая служила в 27-м отряде Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) на Ладоге. По тем временам это был весьма дерзкий проект, ведь ранее никто в мире не прокладывал трубопроводы под водой. Но выбора не оставалось: город нуждался в топливе не меньше, чем в продовольствии.

Решение о строительстве было принято в апреле 1942 года. На сооружение 30-километрового участка (из них 21,5 км – под водой) от мыса Кареджи на восточном берегу до железнодорожной станции Борисова Грива в 45 км от Ленинграда отвели всего 50 дней. Работы велись под непрерывным огнём противника, всего в паре километров от линии фронта, а глубина, на которой водолазы укладывали трубы фактически вручную, достигала 13 метров.

Строительство началось с неудачи: первая сваренная трубопроводная плеть километровой длины была вырвана из креплений и унесена бурными водами Ладоги. Но в дальнейшем всё шло благополучно, и 16 июня, с недельным опережением графика, работы были завершены. Трубопровод успешно испытали прокачкой воды, после чего по нему начали транспортировать разные виды горючего: керосин, дизельное топливо, бензин и лигроин (более тяжёлая фракция нефти, также использовавшаяся как моторное топливо). Эксплуатация велась вплоть до снятия блокады, а по аналогии с надводным маршрутом трубопровод получил неофициальное название «Артерия жизни».

Примечательный факт: в немецких источниках, включая воспоминания непосредственных участников боёв под Ленинградом и представителей верховного командования вермахта, Ладожский трубопровод не упоминается. Это значит, что они так и не узнали об этой уникальной стройке.

om3dvk3[2].jpg